Легкий танк сопровождения FCM 36 — это французский пехотный танк 1930-х годов, легкий по массе. Полное французское наименование машины: Char léger d'accompagnement FCM 36. Во многом прогрессивный танк предвоенного периода так и не стал массовым. Во Франции в 1938-1939 годах было собрано всего 100 танков FCM 36. Во время Второй мировой войны данные боевые машины использовались весьма ограниченно, а после капитуляции Франции по большей части были захвачены немцами, которые впоследствии использовали их шасси для производства самоходных противотанковых орудий — 7,5-см РАК 40 (Sf), (Marder I).
От своих современников французский танк FCM 36 выгодно отличался наклонным расположением бронелистов, они были расположены под рациональными углами наклона. При этом корпус танка был сварным, а толщина лобового бронирования была доведена до 40 мм. Также к несомненным плюсам боевой машины относили установку дизельного двигателя, который позволял значительно увеличить запас хода танка, он был практически удвоен по сравнению с другими танками тех лет (225 км).
В то же время у пехотного FCM 36 были и явные недостатки, к которым относили низкую скорость перемещения — до 24 км/ч (по шоссе). Но больше всего вопросов вызывало его вооружение — короткоствольная 37-мм пушка SA18 оказалась совершенно неэффективной для борьбы с танками противника, что и проявилась в боях Второй мировой войны. Против немецких танков с толщиной брони более 20 мм данное орудие оказалось полностью бесполезным. В то же время низкая максимальная скорость уже не отвечала реалиям современной маневренной войны. Даже сами французы при дальних маршах из-за тихоходности перебрасывали данные танки не своим ходом, а автомобильным транспортом, FCM 36 перевозились на специальных тяжелых прицепах.
История создания FCM 36
Своим появлением на свет один из самых интересных французских танков межвоенного периода обязан, как это ни странно, другой компании — Hotchkiss. Именно она еще в 1933 году выступила с предложением разработать лучше бронированный и более дешевый танк сопровождения пехоты. В ответ на это предложение было составлено конкурсное задание, которое направили сразу нескольким французским конструкторским коллективам. Наиболее острая конкурентная борьба развернулась между танками Hotchkiss H-35 и Renault R-35, которые и виделись реальными кандидатами на запуск в серийное производство. Но в гонку по созданию нового легкого танка вмешался еще один, менее опасный, игрок.
Этим игроком была компания FCM (Forges et Chantiers de la Mediterranee) с юга Франции, из Тулона, которая имела давние традиции разработки бронированных боевых машин. С 1921 года здесь выпускался знаменитый тяжелый танк 2С, собранный небольшой партией — всего 10 единиц. Позднее коллектив завода под руководством инженера Будро занимался созданием трансмиссии для нового французского тяжелого танка типа Char B. В 1934 году на предприятие поступило предложение заняться более перспективным делом. Речь шла о разработке нового легкого танка, который предназначался для сопровождения в бою пехоты.
Техническое задание на создание нового танка было выдано французскими военными. Будро в достаточно короткие сроки сумел подготовить предварительный проект нового пехотного танка. Уже в марте 1934 года представителям армейской комиссии был представлен деревянный макет будущей боевой машины в натуральную величину. Танк очень понравился пехоте, которая хотела в первую очередь получить хорошо защищенную машину. Разработка компании FCM как раз обладала весомым преимуществом — согласно проекту, бронелисты должны были соединяться между собой под большими углами наклона, что увеличивало величину приведенной брони и повышало ее снарядостойкость.
Прошло чуть более года, и первый прототип легкого танка, получившего обозначение FCM 36, был представлен французской военной комиссии в Винсеннсе. Конструкция танка из Тулона была сложнее, чем у R-35 и Н-35. Согласно выданному техзаданию, толщина лобовой и бортовой брони танка составляла 30 мм, что должно было обеспечить надежную защиту от огня крупнокалиберных пулеметов, а также малокалиберных пушек — 20-25 мм, в то же время немецкие 37-мм «колотушки» типа PaK 35/36 на близких дистанциях боя вполне могли поразить танк в борт, если он был расположен под прямым углом. В этой связи Будро решил использовать наклонное расположение бронелистов, для того чтобы пусть снаряда, прошивающего броню, оказывался как можно более длинным. Это вело к усложнению конструкции боевой машины, что, в свою очередь, негативно сказывалось на производственном процессе и стоимости FCM 36. Впрочем, танк, разработанный тулонской компанией, в целом нельзя было назвать простым.
Компоновка танка FCM 36
Компоновка пехотного танка FCM 36 являлась «классической». В передней части корпуса находилось место механика-водителя, за ним располагался командир боевой машины, который одновременно выполнял функции стрелка и заряжающего. В его распоряжении находилась старая короткоствольная 37-мм пушка SA18 и спаренный с ней 7,5-мм пулемет. Полуавтоматическая нарезная пушка Puteaux SA 18 была создана еще в годы Первой мировой войны. Пушка имела в длину всего 21 калибр — 777 мм. Именно это орудие устанавливалось на одном из лучших танков Первой мировой войны — Renault FT-17, но для второй половины 1930-х годов орудие являлось явно устаревшим. Вооружение танка FCM 36 было расположено в одноместной башне, которая была выполнена в форме усеченной пирамиды, в ней имелось 4 смотровых прибора. Общая маска для орудия и пулемета позволяла наводить вооружение в вертикальной плоскости в пределах от -17 до +20 градусов.
Новинкой танка стало использование 4-цилиндрового дизельного двигателя производства компании Berliet, первоначально это был агрегат мощностью 91 л.с. Хотя его мощность была слабее, чем у двигателя танка Н-35, по такому показателю как запас хода, FCM 36 существенно превосходил другие боевые машины — запаса 217 литрового топливного бака хватало на 225 километров при движении по шоссе. К тому же более дешевое дизельное топливо обладало и меньшей пожароопасностью, что также было очень важно.
Ходовая часть тулонского танка не отличалась особой простотой конструкции. Применительно на каждый борт она состояла из 9 опорных катков, 8 из которых были объединены в 4 тележки, а также 4 поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колеса. Катки танка, как и внешние элементы трансмиссии практически полностью закрывались фальшбортом, отличающимся сложной формой. В фальшборте имелось 5 вырезов, предназначенных для сброса грязи с верхних ветвей гусениц. На прототипе танка также имелись передние «крылья» специфической конфигурации. Конструкцию траков частично позаимствовали от тяжелого французского танка B1. Это был не самый удачный выбор конструкторов, но узнают они об этом позднее.
Испытания легкого танка FCM 36, которые состоялись в 1935 году, принесли больше разочарований, чем оптимизма. Полная масса новой боевой машины превысила допустимые 10 168 кг, а по подвижности и максимальной скорости танк значительно проигрывал своему основному конкуренту — Renault R-35. 9 июня 1935 года прототип был возвращен заводу-изготовителю, где разработчики облегчили конструкцию корпуса, а также переделали трансмиссию, башню и гусеничные траки. Для облегчения доступа к моторно-трансмиссионному отделению его крыша могла закрываться легкосъемной панелью. Два повторных испытательных цикла были проведены 10 сентября — 23 октября, а также 19 декабря 1935 года — 14 мая 1936 года. Французская армия была не в восторге от нового танка, однако согласилась принять его на вооружение, при одном условии — максимальная толщина брони будет доведена до 40 мм. Поскольку на подобную доработку не оставалось времени, вместо проектирования нового корпуса конструкторы решили просто добавить 10 мм листы броневой стали поверх существующего корпуса. В таком виде прототип был продемонстрирован 9 июня 1936 года приемной комиссии, которая объявил его лучшим из представленных пехотных танков, но все же отдала предпочтение танку R-35.
В итоге французская армия оформила заказ на 100 танков (по цене 450 тысяч франков за единицу), присвоив им официальное обозначение Char leger Modele 1936 FCM. Возможно, число заказанных серийных танков могло оказаться и большим, однако цена танка и его перетяжеленность вкупе с низкими скоростными характеристиками оказали очень большое влияние не судьбу этой первоначально перспективной боевой машины.
Серийные танки FCM 36 несколько отличались от прототипов, проходивших испытания. В первую очередь фирма из Тулона произвела замену башни. В отличие от опытного образца она приобрела характерную надстройку, которая предназначалась для наблюдения за полем боя (что-то наподобие командирской башенки), что сделало очертания данной боевой машины еще более футуристическими. Также была полностью изменена носовая часть корпуса танка, ставшая более «ломаной», а не плоской, как это было, к примеру, на знаменитой «тридцатьчетверке». Низкую динамику боевой машины попытались улучшить установкой более мощного двигателя той же компании Berliet, его мощность выросла до 105 л.с. Однако в итоге удельная мощность серийной машины все равно составляла всего 7,6 л.с./т, что было далеко не выдающимся показателем. Успела претерпеть изменения и ходовая часть танка. Прежде всего, были изменены гусеничные траки, сцепление с опорной поверхностью которых существенно улучшилось. Помимо этого были демонтированы передние «крылья», которые слабо защищали ходовую часть и препятствовали уверенному передвижению по снегу и грязи.
Производство нового легкого танка разворачивалось очень медленно. Первую партию этих танков французские военные получила только 2 мая 1938 года. А полностью поставка 100 боевых машин закончилась 13 марта 1939 года. Боевые машины получили регистрационные номера, начинавшиеся с 30001 по 30100. В итоге танк конструкторов из Тулона получился не только самым тяжелым из «одноклассников», но и самым дорогим. Каждый FCM 36 обходился французской казне в 450 тысяч франков, в то время как Hotchkiss H 35 стоил всего 200 тысяч франков. Для сравнения: за эти же деньги можно было приобрести один британский Infantry Tank Mk.III, два Infantry Tank Mk.I или почти два немецких Pz.Kpfw.III, с которыми FCM 36 просто не мог бороться на равных. Такой оказалась цена, которую заплатили французы за достаточно прогрессивные элементы конструкции.
Сражения Второй мировой войны показали, что FCM 36 мог успешно бороться с легкими танками и бронетранспортерами противника, но уже Pz.Kpfw.III, с которыми ему пришлось столкнуться, оказались ему не по зубам. Конечно, FCM 36 был не хуже того же Renault R 35, но и лучше он тоже не был. Эффективность боевого применения данных танков соответствовала выданному техническому заданию. Созданные для поддержки пехоты, они вынуждены были вступить в бой с более совершенными танками противника. В итоге одной лишь решительности французских танкистов оказалось мало, к концу боевых действий в составе французской армии оставалось всего 10 исправных легких танков FCM 36.
Тактико-технические характеристики FCM 36:
Габаритные размеры: длина — 4,46 м, ширина — 2,14 м, высота — 2,20 м.
Боевая масса — 12 350 кг.
Бронирование — 40 мм (максимальное).
Вооружение — 37-мм орудие SA-18 и 7,5-мм пулемет.
Боекомплект — 102 снаряда и 3000 патронов.
Силовая установка — дизельный 4-цилиндровый двигатель Berliet-Ricardo мощностью 105 л.с.
Удельная мощность — 7,6 л.с./т.
Максимальная скорость — 24 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 225 км.
Запас топлива — 217 л.
Экипаж — 2 человека.
Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm_36.htm
http://warspot.ru/5421-progressivnyy-neudachnik
http://www.chars-francais.net/2015/index.php/engins-blindes/chars?task=view&id=801
Материалы из открытых источников